Ватикан

Ватикан в Риме - уникальное «государство в государстве», резиденция Папы Римского и центр всего католического мира. Кроме того, это еще и настоящая культурная сокровищница, полная архитектурных, скульптурных и живописных ценностей, удивительный памятник истории, а для христиан - средоточие важнейших христианских реликвий. И хотя все это размещается на кусочке земли площадью всего 44 га, порой требуется несколько раз посетить Рим, Ватикан, чтобы увидеть все красоты этого крошечного государства.

Как же лучше спланировать посещение Ватикана? Учитывая невероятное богатство музейных коллекций, огромные размеры собора святого Петра в Ватикане и разнообразие достопримечательностей, есть смысл планировать посещение Ватикана самостоятельно. Это даст Вам замечательную возможность исходить из своих собственных интересов и возможностей. Стандартные экскурсии, как правило, позволяют пройтись «по вершкам» и «пробежать» самые известные места в Ватикане. Но только самостоятельное путешествие позволяет рассмотреть то, что интересно именно Вам, изучать места в Вашем ритме и в соответствии с Вашими предпочтениями. Разберемся, как посетить Ватикан самостоятельно и получить от этого максимум впечатлений.

Посещение Музеев Ватикана платное. Вы можете оплатить только вход и самостоятельно осматривать музейные сокровища, а можете заказать экскурсию или взять музейный аудиогид (в Ватиканских музеях он выдается со специальным оборудованием, которое сдается при выходе). Официальный аудиогид в Музеях Ватикана доступен на русском языке.

За вход в собор Святого Петра плата не взимается, как и за посещение великолепной площади перед ним. А вот для подъема на купол собора необходимо приобрести билет.

Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста

У кассы вам предстоит определиться, какой вариант больше подходит, - подъем на лифте или по лестнице, пешком.

То есть даже если вы выберите вариант с лифтом, приложить физические усилия все равно придется. Лифт доезжает только до нижней площадки, где расположены небольшие купола собора. А дальше - все также пешком.

Режим работы купола: с 1 октября по 31 марта - 7.30-17.00 с 1 апреля по 30 сентября - 7.30-18.00.

Пониматься на самый верх придется по узким коридорчикам со средневековыми ступенями и винтовым железным лестницам. Перилами там служит натянутый толстый канат. Будет душно, тесно и многолюдно. Посетители создают пробки, и в процессе ожидания могут возникнуть приступы клаустрофобии, даже если вы ею не страдаете. Но итоговый эффект стоит усилий, вид превосходит самые смелые ожидания. Но тут важно выбрать правильный момент - время после обеда (а еще лучше перед закатом) будет наиболее удачным для съемки. Правда, людей будет еще больше.

Частично избежать столпотворения на смотровой площадке собора Святого Петра можно в утренние часы. Если проснетесь раньше, вам и в очереди стоять придется меньше, и на куполе будет, чем дышать. Но платить придется качеством фотографий и съемки - утреннее солнце не так красиво «рисует» цвета и оттенки.

При скромных размерах Ватикана, к нему ежедневно стекаются огромные очереди туристов и верующих со всех концов света. Чтобы сохранить силы, успеть увидеть больше и при этом не толкаться в толпе, лучше всего отправляться в Ватикан утром, пока Вы полны сил и пока его не наполнили туристические группы. Собор святого Петра работает с 7 утра, Музеи Ватикана - с 9.00.

По наблюдениям многих путешественников, самые свободные от столпотворения дни - это вторник и четверг. Самый загруженный день - среда, так как по средам на площади Святого Петра выступает Папа. В воскресенье в Ватикане довольно свободно, но только потому, что все музеи закрыты.

Время года также влияет на количество посетителей Ватикана. Январь и февраль - самые лучшие месяцы для тех, кто ценит искусство и хочет насладиться им в полной мере, в относительно спокойном темпе и не оказываясь в итоге невероятно плотной толпе, концентрирующейся в Сикстинской капелле.

В последнее воскресенье месяца вход в музеи Ватикана бесплатный. На это соблазняются многие туристы, однако, невероятная перегруженность Ватикана количеством посетителей в эти дни может испортить впечатление и не принести ничего, кроме усталости.

Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта - 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября - 7.00-19.00.

Режим работы Музеев Ватикана: с понедельника по субботу - 9.00-18.00 (вход и кассы - до 16.00). С 6 мая по 29 июля и со 2 сентября по 28 октября музеи также открыты ночью в пятницу (19.00-23.00, вход до 21.30). Закрыты по воскресениям, за исключением последнего воскресения месяца (с 9.00 до 12.30 вход бесплатный!)

Два места в Ватикане привлекают особенно много туристов. И каждое из них отличается гигантскими размерами и обилием достопримечательностей. Это собор Святого Петра и Музеи Ватикана. В каждое из этих мест отдельный вход (в Музеи - платный, в Собор - бесплатный). При планировании посещения учитывайте, что на одно только изучение музейных коллекций может уйти целый день! И это при том, что для туристов в музеях выставлена на обозрение лишь небольшая часть сокровищницы мирового искусства - некоторые залы закрыты для посещения. Как, впрочем, закрыта и та часть Ватикана, где живет и занимается своими делами Папа и административные органы католической церкви.

Стоит ли посещать и собор, и Музеи Ватикана в один день? Это зависит от Ваших интересов и физических возможностей. Если Вы планируете внимательное изучение богатейшей коллекции Музеев, мы рекомендуем запланировать их посещение на отдельный день. Даже простая прогулка по территории огромного музейного комплекса Ватикана может быть утомительной, а если Вы задерживаетесь в каждом из залов, чтобы рассмотреть экспонаты, то посещение точно будет продолжительным. Останутся ли после этого силы на осмотр собора? Это очень индивидуально. А собор святого Петра заслуживает отдельного внимательного изучения.

Оплачивается только вход в Музеи Ватикана. За посещение собора Святого Петра не взимается плата, он в течение всего дня (кроме тех случаев, когда весь Ватикан полностью закрывается) доступен для желающих. Таким образом, можно сэкономить силы, разбив визит в Ватикан на две части, одна из которых будет полностью посвящена осмотру музейного комплекса, а вторая - посещению собора Святого Петра и прилегающей площади.

Если же у Вас мало времени в Риме, и Вы хотите успеть как можно больше в короткий срок, то вполне можете посетить и Музеи Ватикана, и собор святого Петра за один раз. Но в этом случае заранее определите, что именно хотите увидеть в Музеях, чтобы сразу устремиться в интересные Вам залы. В противном случае Вы рискуете задержаться там надолго.

Если стандартной программы Вам мало, а время позволяет, Вы можете также заказать дополнительную экскурсию в Сады Ватикана (Giardini Vaticani) - «зеленое сердце» крошечного государства. Красивые скульптуры, исторические фонтаны, редкие растения, великолепный ландшафтный дизайн делают эту парковую зону, занимающую более 20 га, приятным островком природы и искусства. Посещение Ватиканских садов возможно только с организованной экскурсией, которую необходимо бронировать заранее.

Добраться до Ватикана удобно на метро. Если Вы планируете начать посещение Ватикана с собора святого Петра, то ближайшей станцией будет Ottaviano - San Pietro. От выхода из метро до Ватикана - 7-10 минут ходьбы. Если же сначала посещаете Музеи Ватикана, то доезжайте до станции метро Cipro. От нее Вы быстро доберетесь до входа в музейный комплекс.

Музейный комплекс Ватикана

включает в себя несколько музеев:

Музей Пия Климента

Создан он по предложению папы Клемента XIV в 1769 году. Изначально он создавался как место для хранения ряда артефактов, представлявших греческую и римскую культуры. Первые коллекции удачно разместились на территории апельсинового дворика, украшавшего дворец Бельведер. Однако количество экспонатов стремительно росло, и было принято решение о создании новых «ниш» для наиболее значимых произведений искусства. Дворик выполнен в форме восьмиугольника, окружён портом с 16 колоннами. Статуи установлены в глубине ниш. Среди них наиболее известны следующие ниши:

  1. Лаокоона. Скульптура выполнена из мрамора в I столетии, отреставрирована Микеланджело Буанаротти. Сцена из Энеиды, в которой священник Лаокоон с сыновьями сражаются с двумя морскими змеями, отображает месть Афины за то, что Лаокоон попытался внутри коня проникнуть в Трою. Скульптурная группа имела значение в формировании поколения мастеров, поражённых деталями, используемыми для изображения мужского тела. Многие известные работы появились под вдохновением, наполняющим произведение Лаокоона. Статуя имеет сложную историю. Во время победа Наполеона она была вывезена их Италии, хранилась в экспозициях Лувра. После возвращения на родину правая рука статуи восстановлена в 1906 году
  2. Кановы. Произведение названо именем автора, изобразившего копию с оригинала повреждённой статуи греческого Персея, украшенного старинными атрибутами в виде шлема Аида, сандалий Гермеса, головы Медузы, меча Гефеста
  3. Апполона Бельведерского. В нише находится копия творения из бронзы скульптора Леохара, жившего в древней Греции в IV веке до нашей эры
  4. Гермеса. Копия древнегреческой статуи, созданной Праксителем в IV веке до нашей эры

Инфраструктура музея изобилует многочисленными галереями, залами, например:

  1. Зал муз. Его главным украшением являются фрески, изображающие Апполона, муз. Их создал в XVIII столетии Томмазо Конка. Создание зала задумано для хранения скульптур, найденных на виллах Кассия, Тиволи
  2. Круглый зал. Его форма похожа на форму Парфенона, а пол украшен мозаикой с изображениями морских чудовищ, героев из мифов Рима. Мозаичный пол создан в начале II века до нашей эры, найден в городке Умбрии. С этого места привезли и копию статуи Нептуна, выполненную греком Бриассида в IV веке до нашей эры. В центре зала расположен гигантский бассейн Нерона. По его периметру установлены статуи. Среди них бронзовое творение Геркулес, созданное в II веке до нашей эры
  3. Зал животных. В нем представлена коллекция скульптур, древних мозаик животных
  4. Зал Греческого Креста. Экспозиции зала знакомят с удивительными древними саркофагами известных фамилий. Например, саркофаг матери императора Константина Елены, внучки Константины
  5. Галерея статуй. Их много. Все они имеют историю, интересные легенды. Скульптура спящей Арианны, дочери царя Миноса, давшая вдохновение многим художникам и купленная папой Юлием II в 1512 году. Долгое время предполагали, что это Клеопатра, давшая себя укусить смертельной гадюке

Кроме скульптур богов и героев Древнего мира здесь также находится одна из богатейших в мировой практике коллекций скульптурных изображений животных. В зале Ротонда воссоздан блеск Золотого дома Нерона в творческой переработке в рамках идеального классицизма. Особое внимание стоит обратить на пол этого помещение: он выложен аутентичной римской мозаикой, навсегда запечатлевшей военную доблесть греков. Ещё один зал подчинён египетской тематике: саркофаги, фрески, мозаики, статуи третьего века и прочие предметы истории и искусства.

Музей Кьярамонти

Его основателем был Папа Пий VII, который происходил из семьи Кьярамонти. В собрание музея входят рельефы, барельефы, образцы портретной скульптуры, относящиеся к классической культуре Греции и Рима. Первое, что бросается в глаза, коридор, который представляет собой колоссальную арочную галерею, разделённую на шестьдесят самостоятельных секций. Наиболее значимым артефактов с исторической точки зрения является статуя Афины, а точнее голова Афины небывалых для того периода размеров. В комплекс данного музея входят три сооружения. Сама галерея Кьярамонти, которая является самой древней составляющей музея. Над её оформлением работали мастера Академии имени Святого Луки.

Главным же декоратором выступил пресловутый Антонио Кановы. Браччо Нуово, то есть «новый рукав», является относительно новой секцией, где размещаются экспонаты, представляющие историю Рима и мифологию Греции. Именно здесь располагается самое крупное собрание портретной скульптуры. Посещение галереи Лапидария на сегодняшний день осуществляется только по особому запросу, так как здесь хранятся действительно уникальные надписи дохристианского и христианского периодов, являющиеся одним из наиболее значимых исторических источников.

Григорианский музей светского искусства

Основание музея относят к середине девятнадцатого столетия. В то время его экспозиции находились во дворце Латеран. Основу коллекций составили экспонаты светского характера, которые были обнаружены в ходе раскопок начала девятнадцатого столетия. После перехода в новое помещение данная составляющая комплекса Ватикана была открыта для посещения широкой публикой. Среди наиболее ценных сокровищ выделяются статуя Софокла блестящая копия бронзового оригинала греческого происхождения, статуя Нептуна римская калька на аналогичную греческую статую, головы Афины ряд копий римских мастеров, взявших за основу работы Мирона. Также стоит обратить внимание на внушительное количество саркофагов, украшенных изображениями богов и героев древности, а также на чудом уцелевшие фрагменты Парфенона. Ещё одним любопытным дополнением стали мозаики, прежде украшавшие термы Каракаллы.

Григорианский Этрусский музей

Настоящей гордостью Рима может считаться наследие этрусков, великой цивилизации, чей рассвет пришёлся на восьмое столетие до нашей эры. Именно они создали основы для дальнейшего развития древнеримской культуры. Сегодня предметы быта людей древности и жемчужины их культурного наследия хранятся в бывшем дворце Иннокентия III. Основы коллекции составили артефакты, найденные в середине девятнадцатого века в ходе раскопок поселений на Юге страны. Впоследствии сюда прибавились артефакты из раскопок при Сорбо, в основном завершив формирование музейного фонда. В данный момент гости могут посетить двадцать два тематических зала.

Некоторые из них сформированы по хронологическому принципу, к примеру, зал Архаики или Бронзовый зал. В других были воссозданы те или иные стороны жизни этрусков. Так, сегодня открыты залы, повторяющие антуражем этрусские храмы, гробницы и сокровищницы. Здесь хранится множество действительно уникальных находок, таких как зеркало, на поверхности которого можно увидеть лик богини, старинные масляные лампы, многочисленные сосуды для хранения благовоний, а также искусно выполненные изделия из стекла.

Григорианский Египетский музей

Эта составляющая комплекса Ватикана была открыта в первой четверти девятнадцатого века. В названии музея сохранилось имя его основателя Папы Григория XVI, однако, по сути, первые черновики коллекций появились ещё при Пие VII. Египетская культура во многом является эталонной, а потому неудивительно, что образцы работ великих мастеров Египта оказались под охраной Ватикана. Это и различные посмертные маски, которые создавались для фараонов, и искусные бюсты, и многочисленные скульптуры. На сегодняшний день для посещения открыты девять залов.

Помимо предметов быта древних египтян и различных атрибутов, сопутствовавших погребальным церемониям, здесь также хранятся мумии некоторых фараонов и стелы с иероглифами. Ряд залов посвящён находкам, иллюстрирующим жизнь древней Сирии и Месопотамии, чьи цивилизации мало чем уступали египетской. Кроме того, именно здесь находится уникальная коллекция древней керамики христианской и исламской традиций, найденная также на территории Египта.

Картинная галерея (Пинакотека)

Изначально под пинакотекой понималось некое собрание картин, которые были пожертвованы во славу богине Афине. Чуть позже так стали называть помещения, в которых хранились образцы изобразительного искусства. Подобная трактовка относится к древнеримскому периоду. В эпоху Возрождения пинакотеками начали называть собрания картин, доступных для массового ознакомления. Современная ватиканская Пинакотека появилась в начале двадцатого века, чтобы стать одной из наиболее масштабных галерей религиозной живописи. Здесь собраны работы величайших итальянских мастеров, начиная от Джотто и заканчивая работами Креспи.

В залах в строгом хронологическом порядке располагаются полотна и мозаики, последовательно представляющие искусство периодов Средневековья, Возрождения, барокко и некоторых других. Некоторые всемирно признанные творцы будут знакомы широкой публике, к примеру, Рафаэль, Кавараджо, Тициан, Леонардо да Винчи. Некоторые другие менее известные за пределами Италии, помогут по-иному взглянуть на религиозную живопись. Это работы таких художников, как Джотто, Андже, Кривели, Бернини.

Музей Пио-Кристиано

Коллекции этого музея собраны за счёт артефактов раннехристианского периода, то есть все они создавались в промежутке со второго по четвёртый века нашей эры. Большинство из них было найдено во время раскопок в римских катакомбах. Наиболее ранние коллекции располагались в Латеранской базилике, однако, затем их перевезли в Ватикан. Выставка открылась только ближе к концу двадцатого века. В основном в музее представлены разнообразные саркофаги, которые украшены различными барельефами, а также рисунками на античные темы. Все они располагаются в хронологической последовательности, а также сгруппированы по принципу иконографических сюжетов.

Практически все рисунки превосходно сохранились и не утратили своей эстетической привлекательности, несмотря на более чем солидный возраст. Одним из наиболее значимых экспонатов является саркофаг Доброго Пастыря, который был создан предположительно в четвёртом веке. Аутентичный вид не удалось сохранить в полной мере саркофаг, который сегодня представляют публике, является отреставрированной в восемнадцатом веке версией.

Этнологический миссионерский музей

Латеранский дворец в разные времена становился прибежищем для разного рода заведений так или иначе связанных с миром творчества. Исключение не составил и Этнологический миссионерский музей, который изначально размещался именно под его старинными сводами, а затем был перенесён непосредственно в Ватикан, где для хранения и показа коллекций было выстроено новое здание. Если первые варианты коллекций содержали порядка сорока тысяч артефактов, то сегодня их число уже успело перевалить за сто тысяч объектов, которые собирают со всего мира. В фокусе находятся религиозные культы самой различной направленности. Это и давно вымершие культы, и культы, лишь недавно начавшие набирать силу.

Здесь собраны артефакты из Японии, Китая, Индии, Кореи, Тибета, Монголии, различных африканских стран и даже Океании. Гости музея смогут ознакомиться со специфическими чертами различных народностей. Особый интерес хранилища представляют для учёных и специалистов, которые могут посетить залы, содержащие культовые предметы.

Библиотека Ватикана

Библиотека, называемая Апостольской, является едва ли не важнейшей составляющей музейного комплекса Ватикана. В этой цитадели знаний хранятся книги, начиная со времён раннего Средневековья, многочисленные рукописи и уникальные манускрипты. Библиотека была основана в период Средневековья, но её фонды продолжают пополняться и сегодня. Помимо рукописных и печатных источников здесь находятся также многочисленные карты, внушительная коллекция инкулабул, монет и медалей. К сожалению или к счастью, но для большинства туристов открыта лишь малая часть помещений.

Впрочем, вряд ли широкие массы смогли бы оценить трактаты на классической латыни, а вот богатство оформления оценить намного проще ради этого многие и посещают Библиотеку столицы христианского мира. Фрески удивительной красоты создавались лишь наиболее достойными мастерами своего дела. Учёные и студенты, посещающие это учреждение в рамках исследовательской работы, могут увидеть более широкий круг экспонатов. Согласно легендам в Библиотеке на самом деле существует система ходов и потайных комнат, в которых хранятся рукописи, содержащие ответы на самые каверзные вопросы мироздания.

Исторический музей

Попасть в это уникальное сооружение действительно сложно, так как существует чёткий регламент, согласно которому количество посетителей не может превышать сорока человек. Но битва за билет будет стоить того. Богатейший декор, яркие экспонаты, документы, иконы, униформы, фотографии, предметы обихода, сёдла, паланкины и даже кареты все эти предметы помогают более полно погрузиться в предложенную историческую эпоху. Все Римские Папы в хитросплетениях политических и межличностных распрей окажутся перед глазами посетителей.

Талантливый экскурсовод расскажет как, чем и почему жили понтифики всех времён. Пожалуй, наиболее необычными можно считать следующие экспонаты: парадная карета, принадлежавшая Льву XII (именно этой каретой пользовались Папы на протяжении практически ста лет), первый локомотив Ватикана, датируемый началом двадцатого века, а также папамобиль, своеобразное средство передвижение, используемое Папами в случае необходимости публичных поездок.

Галерея Арацци

Данная галерея считается одной из трёх основных галерей, размещающихся на территории Апостольского дворца Ватикана. Она была открыта в последней четверти шестнадцатого века. Главным архитектором этого удивительного сооружения выступил Мачерино. Здесь представлены гобелены, на которых изображены библейские сюжеты, а также сцены из Ветхого и Нового Заветов. Размеры рукотворных полотен поражают. На ста метрах галереи сумели уместиться всего десять гобеленов, но их ценность неоспорима. В основе большинства сюжетов находятся эскизы и работы многочисленных учеников Рафаэля Санти.

Достоверно известна та почти неприкрытая неприязнь, которую выказывал мастер в адрес тех, кто пытался сравнивать его работы с картинами Микеланджело. А потому на этих гобеленах чётко читается его фирменный стиль с гипертрофированно крупными в сравнении с пейзажем фигурами, нарочитым подчёркиванием отдельных жестов и деталей, тонкой игрой акцентов. Над гобеленами работали фламандские мастера из мануфактуры Петра ван Эльста. Изначально эти гобелены хранились подле фресок Рафаэля в Сикстинской капелле, однако, позже были перенесены в галерею Арацци, чтобы предстать перед более широкой публикой. Тончайший шёлк и шерсть, вязкий полумрак помещений, тихие голоса экскурсоводов кажется, будто красочные фигуры оживают и пристально вглядываются в гостей этих сводов.

Галерея географических карт

В триаду галерей Апостольского дворца также входит галерея географических карт. Для создания галереи понадобилось почти два года. За архитектурную составляющую работы отвечал прославленный мастер шестнадцатого века Оттовиано Маскерино, который занимал в тот момент пост архитектора Папского дворца. По его инициативе западное крыло Бельведера было расширено практически на один этаж. Но проделанная работа была необходима. Более ста метров коридора были расписаны от пола до потолка топографическими картами Италии. Век рассвета папства отразился на стенах и потолках, чётко ограничивая Папские земли и главные города-государства Италии, которые в тот момент продолжали вести открытые или же едва заметные простым обывателям войны.

Помимо чисто географических данных здесь можно увидеть многочисленные отсылки к историческим событиям, происходившим в то время. На камне расцветают образы мифологических персонажей, страшных морских чудищ, героев и прекрасных дам. Не забыли мастера и про жемчужины архитектурного мира наиболее значимые места своей эпохи также появились на стенах. Примечательно, что зал разделён на семнадцать секций. Естественным образом география Италии делится на две составляющие: одну омывают ласковые воды Андриатики, вторую Лигурийское и Тирренское моря. А надо всем этим стоят Апостолы и Святые, разворачиваются сцены из Ветхого Завета.

Апартаменты Борджиа

Эти апартаменты принадлежат едва ли не наиболее скандально-известному Папе Александру VI, который носил фамилию Борджиа. Он и его семья испанцы на итальянском престоле надолго вошли в историю своими непомерными амбициями и далёкими от праведности методами. А потому неудивительно, что даже после смерти Александра VI последующие наместники Христа не спешили занимать богато отделанные комнаты, превратив их в музей. Над росписью личных апартаментов Папы работал мастер Пинтуриккьо и художники, которые были его учениками. Залы, которые размещаются сегодня в этом своеобразном музее, названы по основным мотивам росписей.

Так, можно посетить Зал таинств веры, в котором изображены основные христианские таинства; Зал Сивилл и пророков, украшенный изображениями семи известных на тот момент планет (именно здесь старший сын Папы Чезаре Борджиа приказал убить супруга своей прекрасной сестры); Зал Святых, практически полностью оформленный лично Пинтуриккьо; Зал Понтификов, в котором прежде хранились портретные изображения Пап, не дошедшие, однако, до наших дней; Зал чудес веры с зарисовками главных религиозных празднеств; а также Зал наук, который расписан атрибутикой вольных искусств, изображённых порой в антропомортфом виде.

Станцы Рафаэля

Как ни прискорбно, но необходимость в станцах Рафаэля возникла после смерти Папы Александра VI Борджиа. Ненависть со стороны курии достигла своего апогея, и следующий Папа Юлий II отказался жить в апартаментах Борджиа. Для оформления новых покоев пригласили молодого ещё мастера Рафаэля, которому недавно исполнилось двадцать пять лет. Он оформлял комнаты вместе со своими учениками в период 1508-1517 годов, заполняя каждую из стен фресковыми композициями, которые украшали их от пола до потолка. Было оформлено четыре комнаты, однако, последняя из них менее известна, так как её заканчивали ученики мастера уже после его смерти. Все они имею тематическую направленность росписей. Например, аналогично фрескам «Пожар в Богро», «Афинская шклоа», «Мудрость, умеренность и сила», «Изгнание Элиодора», «Изведение Петра». Станцы служили для заседаний суда, церковного трибунала, приёма гостей. Своды пролётов дворца (Лоджии Рафаэля) украшены фресками Рафаэлем Санти на темы Ветхого, Нового заветов.

Станца дела Сеньятура рабочий кабинет Папы, вызывает больше всего восторга. Основной темой росписей является умственная деятельность человека. Наиболее известной является блестящая фреска «Афинская школа», которая считается едва ли не наиболее ярким образцом искусства эпохи Ренессанса. В центре композиции находятся Аристотель и Платон, представляющие собой материалистическое и идеалистическое направления философской мысли, а вокруг располагаются выдающиеся мыслители своего времени.

Лоджии Рафаэля

Данный памятник культуры относят к периоду Высокого Возрождения, когда искусство римского классицизма достигло своего пика. Архитектор Браманте разработал проект лоджии, с которой должен был открываться впечатляющий вид на цветущий Вечный город, и с блеском воплотил его. Рафаэль Санти главный декоратор этого памятника был близким родственником Браманте, и именно он взялся за оформление его творения. Пилястры, своды, стены всё это было расписано самим Рафаэлем и его учениками. Примечательно, что в оформлении не чувствуется его фирменный стиль.

Многочисленные орнаменты и повторяющиеся элементы были навеяны гротесками, украшавшими «Золотой дом» в Риме. Всего было создано более пятидесяти композиционных элементов росписи. Все они составляют единую композицию и подчиняются единому замыслу. Так, лоджии Рафаэля также называют его Библией.


Сикстинская капелла

Скромное здание Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), построенное в XV веке архитектором Дольчи, расположено между собором и Апостольским дворцом. За аскетическим фасадом капеллы, напоминающим оборонительную крепость с бойницами, скрыты завораживающие шедевры живописи, созданные Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккьо. Грандиозный потолок здания полностью расписан фресками Микеланджело. Сикстинскую капеллу называют духовным сокровищем Ватикана, «драгоценной шкатулкой», чудом эпохи Возрождения.

Почта Ватикана

Маленькое здание Ватиканской почты (Poste vaticane) расположилось в левом углу Пьяцца Сан Пьетро. Если вы решите отправить домой открытку с уникальным ватиканским штампом, непременно сделайте это, пока не покинули территорию государства - ведь почтовые марки Ватикана на территории Италии недействительны. В здании почты можно приобрести красочные ватиканские марки и коллекционные монеты.


Мобильный офис Ватиканской почты на площади Сан Пьетро