Большой цирк - ипподром древнего Рима

Большой цирк (лат. Circus Maximus) - в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.

Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок (Похищение сабинянок или сабинская война - эпизод, относящийся к легендарному периоду римской истории), а также похищение скота Геркулеса.

Создание

Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так. назыв. лат. ludi Romani). До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов - (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка.

Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт - лат. carceres - из дерева с пестрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены.

В те времена состязания колесниц проходили по прямой - доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

Описание большого Римского цирка

Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).

Упадок и разрушение

Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение - арка Тита - стояло до XII в., но уже в XVI в. от цирка оставалось не более, чем осталось к XIX веку, когда долину цирка застроили зданиями газовой фабрики. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (напр., рок-концерты).


В Риме не существовало понятия «выходного дня», и люди должны были работать семь дней в неделю, а безработные семь раз в неделю заходить в таверны, чтобы получить «пособие по безработице» - бесплатное питание. По разным подсчетам в миллионном Риме таких людей было от 100 до 200 тысяч.

Небезопасно иметь такую толпу праздношатающихся людей кого-то потянет на преступную дорожку, а кто-то додумается и бунтовать. Поэтому Империя не только кормила их хлебом, но и предоставляла в большом количестве зрелища многочисленные публичные праздники, в которые не работали даже государственные учреждения.

С каждым годом они проводились всё чаще и в период правления Марка Аврелия (161-180 г.г.) под них отводилось не менее 135 дней в году. Это были гладиаторские бои, точнее, публичные бойни животных с элементами театра, спортивные мероприятия, театральные представления, многочисленные праздники и гонки на колесницах.

Огромный бизнес занимал большое число людей, работающих в нем. Воины, рискуя жизнью, отлавливали всё более экзотических животных, строители строили цирки, ветеринары лечили лошадей, кто-то кормил слонов, кто-то писал пьесы и играл в постановках. Это стоило больших денег, но билеты в цирк для всех зрителей не стоили ничего, кроме мест под навесом от жары для самых богатых зрителей всё оплачивалась за счет императорской казны и богатыми спонсорами.

Самым популярным развлечением римского народа были гонки колесниц, интерес к ним был не меньше, чем сегодня к мировым чемпионатам по футболу. На пике расцвета Империи под гонки отводилось около 80 дней в году, до 24-х заездов в день.

Хотя латинское слово «цирк» и означало «круг», цирки для гонок колесниц не были круглыми они были вытянутыми, довольно длинными и узкими. В Риме их было несколько. Самый большой из этих цирков - Circus Maximus. В 6 веке до н.э. это было просто довольно ровное пространство между двумя холмами Авентин и Палатин, и здесь на разнообразные представления собирались зрители, усаживающиеся по двум сторонам площадки. Позже здесь установили деревянные трибуны, которые часто горели, а потому их заменили каменными и приподняли южную сторону арены, чтобы сделать её еще ровнее. Цирк Максимус занимал площадку примерно шириной 150, а длиной 540 метров. По разным подсчетам на его трибунах могло разместиться максимально от 80000 до 250000 зрителей - ну, это уж, во что вы поверите сами, ведь все расчеты довольно приблизительные.

Трек цирка был длинный, с крутыми разворотами с двух сторон, обозначенными метами. Между площадкой и зрителями был прорыт 3-х метровый канал, заполненный водой в первую очередь для обеспечения безопасности зрителей во время представлений с животными и гладиаторских боев с участием диких животных.

Большой Цирк представлял собой поистине грандиозное и величественное зрелище. Плиний писал, что он прекрасен сам по себе, помимо представлений, которые в нем устраивались. К сожалению, до наших дней сохранился лишь расплывчатый контур его основания.

Ни в одном другом сооружении нельзя было развлечь больше народа, чем в ЦиркеМаксимус. Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима, то есть вдвое больше, чем самый вместительный стадион нашего времени. В Большом Цирке для римлян устраивались спектакли скорости, опасности и смерти.

Большой Цирк был настолько большим, что и зрелища там требовались грандиозные - так называемая охота (стравливание диких животных друг с другом или с людьми), гладиаторские бои и т. п. Но самыми популярными у римлян были гонки на колесницах. Весь город стекался посмотреть на это зрелище. Те, кому не хватило места на стадионе, устраивались на вершинах окрестных холмов.

Сигналом к началу гонок служил брошенный императором платок. Ворота открывались, и на арене появлялись четыре колесницы, запряженные четверкой лошадей. Колесницы были окрашены в разные цвета: зеленый, красный, голубой и белый. Соответственно, зрители (болельщики) разделялись на четыре партии. Ставки делали все, даже женщины, закладывая все, что только можно: экипажи, скот, невольников, домашнюю утварь, драгоценности

Колесницы семь раз проносились по кругу и, наконец, пересекали финишную черту перед императорской ложей. Подобно современным автодромам, траса постоянно совершенствовалась. Самыми опасными местами были углы, где участники старались пройти как можно ближе к поворотным столбам.

Арена в цирке была овальной с каменным барьером посередине. Публика сидела или стояла на трибунах. Одновременно соревновались 4 колесницы, и публика билась об заклад, какая колесница придет первой.

На повороте колесницы сталкивались, и возничих затаптывали насмерть. Те, кому удавалось выжить, становились знаменитостями первой величины - что-то вроде современных кинозвезд или автогонщиков. Вокруг возничих сформировался целый культ, обеспечивший им богатство и славу. До нас дошло имя одного из возничих Древнего Рима - Скорпус. Этот человек выиграл две тысячи гонок и погиб в Большом Цирке, когда ему было всего 27 лет.

Гонки колесниц были очень опасным спортом. Колесничие гнали свои упряжки вокруг арены с предельной скоростью. Правилами было разрешено таранить другие колесницы и сталкиваться друг с другом, так что колесницы нередко переворачивались. Хотя возничие надевали защитную одежду, они нередко погибали. Однако толпа обожала гонки колесниц. Это зрелище привлекало тысячи людей, вопивших от восторга, пока колесницы носились по кругу.

Исследователь из Университета Пенсильвании (США) адъюнкт-профессор Питер Старк вычислил самого богатого спортсмена в истории человечества. Им оказался древнеримский «водитель кобыл» Гай Аппулей Диокл. В пересчете на доллары за свою карьеру он смог заработать порядка $15 миллиардов. Эта сумма высечена на памятнике, который был воздвигнут в честь чемпиона преданными болельщиками. История древнеримского колесничего Диокла запечатлена на древнеримском монументе, который был установлен в его честь в 146 году.

Согласно рассказанной там истории стало известно, что карьера спортсмена началась, когда ему исполнилось 18 лет. Как и большинство колесничих, участвовавших в опасных скачках, Диокл был рабом. По аналогии с современной Формулой-1, в Древнем Риме существовало несколько команд «зеленая», «синяя» и т.д. Карьера Диокла началась в «белой» команде, после чего его переманили в «зелёную», но пик его карьеры пришелся на «красных».

Всего за свою жизнь этот колесничий сумел принять участие в 4 257 заездах, и выиграть треть из них. Девять лошадей, участвовавших вместе с ним в скачках, смогли выиграть по сотне забегов. А жеребец по кличке Помпеян стал дважды «сотником».

Гонки на колесницах были очень опасным видом спорта, поскольку далеко не каждый спортсмен мог на колеснице, запряженной четвёркой (или парой) лошадей на большой скорости преодолеть все повороты не столкнуться с соперниками, не разбиться о барьеры. Самые известные победители гонок на колесницах того времени: царь Филипп (отец Александра Македонского), Пифагор и Эмпедокл (греческие учёные).

Для победы на скачках необходимо подобрать лошадей в упряжку и подготовить их к соревнованиям. При этом большое внимание уделялось внешнему виду лошади. Чистка лошадей превратилась в целый ритуал, а гриву и хвост часто мыли и наносили благовонные масла.

Успехи лошадей на состязаниях были не менее важными, чем победы атлетов. Знаменитым лошадям ставили памятники, их изображения были на монетах. В стихах и песнях воспевались спортивные и боевые победы лошадей.