Алтарь Мира

Алтарь Мира (ит. Museo dell'Ara Pacis, лат. Ara Pacis Augustae) был построен во времена древнеримского императора Августа. Так великий правитель запечатлел в алтаре свое триумфальное возвращение из Испании и Галлии(современная Франция) в 13 г.н.э. Жертвенник воздвигли по приказу Сената в честь богини мира Пакс, он символизировал начало мирного периода в развитии империи и увековечивал боевые подвиги Августа.

"Когда я вернулся в Рим из Галлии и Испании, в консульство Тиберия Нерона и Публия Квинтилия(Quintilius), в честь успешного завершения дела в этих провинциях Сенат постановил, что должен быть освящен алтарь Августа мира и приказал построить его на Марсовом поле. В нем судьи, священники и весталки-девственницы должны праздновать каждый год и приносить жертву", - такими словами Август приветствовал открытие грандиозного архитектурного панно в свою честь.

Алтарь Мира Августа строился целых четыре года, для сооружения отвели огромное плато на Марсовом поле, рядом с дорогой Via Flaminia, возле русла реки Тибр. 30 января, в 9 г. до н.э. в нем состоялась инаугурация Августа.

Сегодня Алтарь мира считается одним из лучших представителей древнеримской архитектуры и скульптуры. Геометрическая форма мраморного жертвенника выглядит довольно просто - такой огромный, на первый взгляд, очень аскетичный белый куб... Но украшения четырех беломраморных стен великолепны: резные фризы, скульптуры императора и его семьи, символы благочестия, мира и процветания империи, которая наконец нашла умиротворение.

Отметим, что в древнейшие времена римляне не знали богиню мира Пакс, её почитание было инициировано лично Августом в рамках его политики, направленной на нормализацию жизни гражданского общества в послевоенный период. Новую богиню изображали молодой женщиной с оливковой ветвью и рогом изобилия.

Мемориальный алтарь являлся типичным сооружением для подобных церемоний своего времени. Главный художественный интерес представляют мраморные стены, украшенные скульптурными барельефами, сюжеты которых подчинены идее всеобщего поклонения и признания величия римской цивилизации.

Архитектурное описание

Северная и южная сторона Алтаря Мира изображают жертвенную процессию, во главе которой выступает император Август (в качестве Великого понтифика). За ним следуют жрецы, семья Августа, сенаторы, патриции и важные граждане Рима. Даже спустя две тысячи лет, наблюдая барельефы в современном состоянии, можно говорить о высоком мастерстве скульпторов, которые добились портретного сходства всех присутствующих. Особенно хорошо изображены радостные дети, улыбающиеся и переговаривающиеся друг с другом.

Западная сторона представляет двух богинь, которые покровительствовали Риму. Первой из них является богиня земли Теллус, покровительница плодородия и изобилия. Теллус увековечена с двумя младенцами на руках, одного из них она кормит грудью, а другой сидит у неё на коленях. Цветы, богатый урожай и фигуры девушек, олицетворявших земные стихии, дополняют композицию. Символизируя благополучие города, эти барельефы служили напоминанием неустанной заботы императора о своём народе. Изображение второй богини на западной стороне, которой выступала богиня Рома, почти не сохранилось, но судя по всему, она восседала на троне из копий и мечей поверженных врагов, держа в руках образ богини победы Виктории, символизируя мир, достигнутый оружием.

Восточная сторона демонстрирует исторические сюжеты становления Римского государства - историю Ромула и Рема, а также Энея, приносящего жертвы Пенатам.

Таким образом, Алтарь Мира, являясь важным памятником античности, даёт возможность каждому туристу получить некоторое представление об устройстве, культуре и традициях римского общества.

В VI веке, после падения Рима (476 год), река Тибр вышла из берегов и полностью затопила Алтарь Мира. Только в XVI веке, когда вода отступила, были обнаружены отдельные сохранившиеся скульптурные элементы и рельефы сооружения.

Изначально алтарь находился на некотором расстоянии от того места, где его можно увидеть сегодня. Но надо сказать, что археологи совершили титанические усилия, собрав остатки древнеримского архитектурного чуда и бережно восстановив его в начале 20-го века из разбросанных фрагментов. История восстановления Ара Pacis началась в шестнадцатом веке, однако не была закончена. Случайные раскопки затянулись на четыре столетия. Только четыре столетия спустя памятник наконец был восстановлен - в 1903 году грандиозные раскопки были продолжены, а 1938 году закончилось восстановление и об этом событии появилось первое известие в газетах всего мира. 23 сентября, в день рождения Октавиана Августа итальянский диктатор Муссолини открыл памятник.

Cпециальное охранное здание для античного памятника созданное в 1938 году архитектором Витторио Морпурго спустя 50 лет пришло в негодность, стало разрушаться и угрожало сохранности Алтаря Мира. Поэтому в 2006 для достопримечательности построили новый современный музейный комплекс, приурочив его открытие к празднованию дня основания Рима. Здание архитектора Ричарда Майера, из стекла и белого травертина, включает в себя не только помещение с алтарём, но и аудитории, и выставочные залы.